Суббота, 20.10.2018
Главные разделы







Новости РБ
Президент РБ

Новости по РБ
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

сайт начал работу 02.11.2013 г.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск по сайту
Дополн.разделы



Сайт партии Единая Россия РБ
Наша погода
Помнить павших!
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Гимны
Гимны Российской Федерации и Республики Башкортостан

Гимн РФ (оркестр)

Гимн РФ (гр. Любэ)

Гимн РБ (оркестр)

(не забудьте подключить колонки)

ваш браузер
-


Праздники России

Телефоны Доверия
ФСБ России
8(495)224-22-22
E-mail: fsb@fsb.ru
МВД России 8(495)237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО
8 (3121)-38-28-18
МВД по РБ 8 (347)-128,
с мобильного — 128
МЧС РФ 8(495)449-99-99
ГУ МЧС РФ по РБ
8(347)233-9999
Шел стране инзерский лес

Нашему Инзерскому леспромхозу, образованному в 1922 году, исполняется 90 лет.
Первоначально (до апреля 1954 года) это была Лесная контора БМК, в состав которой входили 14 лесопунктов: Инзерский, Казмашский, Ремаштинский, Манявский, Реветьский, Нижне-Тюльминский, Нукатовский, Белягушевский, Бриштамакский, Ассинский, Суранский, Калыштинский, Карталинский, Кузъелгинский. Ежегодно на этих лесоучастках заготавливалось 160 тысяч кубических метров дров, 79 тысяч кубометров долготья, 40 тысяч кубометров древесного угля в инзерской группе печей и 120 тысяч кубометров угля – в Белягушевской группе печей. Также леспромхоз отправлял потребителям до 100 тонн живицы и 500 тонн пихтового масла.




Первым, о ком сохранились сведения из руководителей производства (с 1936 по 1941 годы), был К.С. Петров. С 1942 по 1946 годы предприятием руководил Николай Мамыкин. Далее директорами работали М.И. Бобров, Б.В. Кирпичев, П.Я. Мерзляков, А.Е. Ильичев, М.В. Колчанов.
В самые изнурительные и страшные годы Великой Отечественной войны большая часть населения поселка работала на лесоповале, сплаве бревен, у печей. Тогда главнейшим для инзерцев был девиз: каждое полено – пуля врагу. И в дальнейшем работа в лесу приняла характер исторического деяния ради процветания Родины. Тяжелый, в те времена ручной труд лесозаготовителей словами не опишешь, это надо было видеть. Надеюсь, наши потомки будут помнить трудовой подвиг этих людей.

В 1954 году леспромхоз переподчинили Уфе и включили в состав лесопромышленного объединения республики «Башлес». А еще через три года Белорецкий металлургический завод перешел на кокс, и надобность в инзерском древесном угле отпала. Главной его продукцией стал лес для строительных предприятий. В те времена в леспромхозе трудились 1200-1300 человек. Разделка хлыстов по сортаментам велась на делянках. Бревна сваливали на берегах Большого и Малого Инзеров, а также на притоках, чтобы весной по большой воде сплавить их потребителям. Со временем лесоразработки удалялись от берегов, и стало ясно, что без хороших дорог далее работать невозможно. Первой начали строить Ямаштинскую дорогу, куда направили молодого специалиста из лесотехникума Николая Винокурова. Бульдозер был один. Он и растительный слой снимал, и пни корчевал, а кюветы копали вручную. Еще один бульдозер был занят на погрузке гравия, который уже на месте вручную выгружали из машин и разравнивали по дороге лопатами.

Вторую лесовозную дорогу (Кузъелга-Татлы) начали в 1959-м и ввели в работу в 1963 году. На этом строительстве уже было больше бульдозеров, а также экскаваторы, прицепные катки, грейдеры. Тогда же был создан дорожно-строительный отряд, в котором трудились опытнейшие специалисты: мастер Илья Николаевич Быков и механик Виктор Калистратович Сударчиков, сплотившие вокруг себя механизаторов. Как-то раз, завершая дорогу, строители штурмовали каменную россыпь, через которую уже завтра должны пройти лесовозы. Смена заканчивалась, один за другим сломались бульдозеры. И тогда люди руками, с помощью ломов и тросов сдвинули с пути несколько тяжелых глыб. Усталые, но довольные собой дорожники приехали домой далеко за полночь. Но наутро уже все были на работе, а лесовозы, выполняя план, пошли по новой дороге на делянку.
Кстати, Виктор Сударчиков участвовал в боях за Кенигсберг, был оружейным мастером. Позже его назначили начальником гаража. Признаюсь, о Сударчикове и его работе на дорогах и в гараже пишу так подробно, потому что знаю его лучше других. Ведь он – мой свекор.

Среди водителей лесовозов стоит выделить Анатолия Васильевича Зверева, с детства любившего технику. В конце смены он всегда проверял машину, готовил ее к новому дню так, чтобы утром оставалось лишь завести мотор и выехать в рейс. Ударник коммунистического труда А.В. Зверев был отмечен значком за безаварийную работу, выбран депутатом Верховного Совета и награжден орденом Ленина. Этот добрый человек, отец двоих сыновей, надолго останется в памяти жителей Инзера как Герой Социалистического труда.
Отдельная тема – подготовка к весеннему сплаву, которая начиналась еще с осени. С прицелом на этот период на всех участках ремонтировали и проверяли (как на военный парад) технику, запасали топливо, машинное масло и продукты для сплавщиков. Сама же сплавная работа длилась месяц-полтора, иногда и дольше. Уровень ответственности за все сплавные дела диктовался высокой задачей – Родине нужен лес! Бывало, тонула не только техника, но и люди в ледяной воде погибали. А сегодня о тех, наполненных массовым энтузиазмом временах, порой, и вспомнить некому. Нет уже ни свекра моего, ни его славных сыновей!

Время с 1973 года я бы назвала 20-летней эпохой директора Михаила Колчанова. Прилетел он к нам на самолете АН-2 (автодороги к Инзеру тогда еще не было). Красивый поселок, работоспособный коллектив леспромхоза пришлись ему по душе. И Колчанову не пришлось долго знакомиться с новой для себя жизнью, поскольку он оказался весьма общительным человеком. А хорошее знание лесного дела и вместе с тем человечность и порядочность стали основой его авторитета руководителя. Главным инженером тогда был Евгений Петрович Просвирин, главным механиком – Валерий Яковлевич Смирнов, инженером по лесозаготовкам – Василий Васильевич Подшивалов, старшим прорабом – Николай Петрович Винокуров, а секретарем парткома – Екатерина Ивановна Сарапулова. Неспроста за годы своей работы в 1966 году Колчанов был награжден государственной наградой – орденом «Знак Почета», в 1971-м – орденом Трудового Красного Знамени, а в 1986 году стал заслуженным работником лесной промышленности Башкирии. К сожалению, именно после его ухода на заслуженный отдых наш леспромхоз стал неумолимо распадаться. Ничего не попишешь – пришло новое время.

Далее все изменения в жизни поселка диктовались прокладкой и вводом в работу железной и автомобильной дорог. Появилась станция Инзер, городки железнодорожников и автомобилистов, Дорожно-строительный участок, а сам поселок разрастался в ширину, а местами – и в высоту. Строителям из управления СМП-308 нашлась работа и после сдачи объектов на железной дороге. По согласованию с главком Башлеспрома специалисты управления с 1977 по 1980 год возвели комплекс объектов нижнего склада леспромхоза, который мог переработать за год до 100 тысяч кубометров древесины. Здесь смонтировали транспортеры для перемещения бревен, мостовой и козловые краны для погрузки леса в вагоны. Чуть позже специалисты СМП-308 построили пять жилых домов, в которых было 54 квартиры, а также двухэтажный детский сад и трехэтажную поселковую больницу. В Инзерской больнице была своя операционная. Как-то на делянке перевернулся трактор, в котором смятой кабиной был тяжело травмирован машинист. Рабочие смогли его оттуда вытащить и довезли до больницы. Наш хирург Михаил Алексеевич Циглинцев практически сшил механизатора. В больницу присылали на практику студентов, некоторые потом оставались у нас жить. Кстати, Циглинцев принимал и как терапевт, и хирургом был отменным, и на рентгеновском аппарате управлялся, и в качестве главврача организовывал работу в больнице, в которую обращались люди со всей инзерской округи. А тракторист тот и сегодня здравствует. А ещё в нашем Инзере над нижним складом леспромхоза, на скале высотой 400 метров, был аэропорт. Леспромхоз построил для него большой дом. Летали из Инзера в Белорецк всего за 25 минут, а в Уфу - за 45 минут.

Качество и сроки строительства объектов курировали наши Н.П. Винокуров и, конечно, директор М.В. Колчанов, особо заботившийся о жилищных условиях своих работников. Впрочем, пока еще развивались железнодорожные предприятия, он был главным и самым уважаемым человеком не только в леспромхозе, но и во всем поселке. Интересно, что в те времена по линии министерства лесной промышленности людей отправляли учиться в города Башкирии и России не только на специалистов массовых профессий – шоферов, трактористов, крановщиков и экскаваторщиков, но и на механиков и инженеров.
А 1981-й стал последним для молевого сплава. Стоит сказать, что еще с 1975 года лесозаготовительные бригады осваивали новую технологию трелевки хлыстов вершиной на щите трактора и с обрубкой сучьев непосредственно на трелевочном волоке. Это позволило повысить загрузку техники и вести работы в две смены. Одна бригада, укомплектованная опытными вальщиками и двумя тракторами, за месяц вывозила на погрузку полторы-две тысячи кубических метров древесины. Передовые бригады Тимербая Хайруллина, Ряжапа Мирасова, Ивана Сальникова, Леонида Петрова, Рауфа Сайфуллина под руководством мастера Петра Михайлова заготавливали за месяц до двух с половиной тысяч кубометров леса. Татлинский участок, руководимый Шарифуллой Сафиуллиным, отправлял на погрузку до 90 тысяч кубометров леса в год. А ежегодные объемы заготовок Инзерским, Ямаштинским и Кузъелгинским участками достигали 250 тысяч кубометров. Механизатором широкого профиля был у нас Петр Кошелев, а продукты в 17 населенных пунктов Инзера на машине привозил водитель Юрий Платонов. На предприятии тогда было до ста единиц лесозаготовительной и вспомогательной техники. Благодаря высокой механизации вывозка и погрузка леса в вагоны велась круглосуточно, даже в выходные и праздничные дни. Круглый инзерский лес отправляли в железнодорожных вагонах не только на предприятия Башкирии, но и на экспорт. Справедливости ради надо сказать, что наши крутые горы не позволили долго пользоваться упомянутой новой лесозаготовительной технологией, и в 90-е годы бригады были расформированы.
Каждый год ко Дню работника леса рабочих леспромхоза отмечали подарками, денежными премиями, правительственными наградами. Думаю, в эти дни надо напомнить их имена. Орденом «Знак Почета» награждены: Р. Султанов, Х. Гумеров, У. Халимов, Ик. Фазылов, М. Даутов, Н. Быков, Я. Сиражетдинов, Х. Загитулин. Орденом Трудовой Славы – Р. Мирасов, З. Сафиулин. Медалью «За трудовую доблесть» - Юрий Копытов. Орденом Дружбы народов - Юрий Сарапулов.

На базе нашего Инзерского леспромхоза теперь работают частники. Нам же, его ветеранам, остается лишь надеяться, что труженики, строившие это предприятие и отправлявшие лесную продукцию потребителям, не будут забыты.
На снимке: Запань на Белягуше. 1935 год.

Автор: Людмила СУДАРЧИКОВА, Инзер.
http://www.belrab.ru/archive/art.php?id_article=3836