Суббота, 20.10.2018
Главные разделы







Новости РБ
Президент РБ

Новости по РБ
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

сайт начал работу 02.11.2013 г.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск по сайту
Дополн.разделы



Сайт партии Единая Россия РБ
Наша погода
Помнить павших!
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Гимны
Гимны Российской Федерации и Республики Башкортостан

Гимн РФ (оркестр)

Гимн РФ (гр. Любэ)

Гимн РБ (оркестр)

(не забудьте подключить колонки)

ваш браузер
-


Праздники России

Телефоны Доверия
ФСБ России
8(495)224-22-22
E-mail: fsb@fsb.ru
МВД России 8(495)237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО
8 (3121)-38-28-18
МВД по РБ 8 (347)-128,
с мобильного — 128
МЧС РФ 8(495)449-99-99
ГУ МЧС РФ по РБ
8(347)233-9999
Были и в Инзере домны.

Виталий Миткалёв из Инзера, по образованию горный инженер, не первый год занимается историческими исследованиями. Пользуясь различными печатными источниками, Виталий Николаевич предлагает читателям свои версии касательно многих событий в истории не только на Урале, в России, но и на других континентах. А его разработки по нынешнему развитию территорий отличаются комплексным подходом к решению их социально-экономических проблем. Предлагаем сокращенный вариант его истории возникновения и недолгой работы Инзерского чугуноплавильного завода.




Всплеску развития черной металлургии на Южном Урале в середине 80-х – 90-х годов 19-го века предшествовали серьезные исторические события. После убийства 1-го марта 1881 года императора Александра II, на престол взошёл Александр III. Новый царь был сторонником развития промышленности, транспорта, торговли и противником каких-либо военных территориальных захватов. Единственным мирным вариантом для освоения и сохранения Дальнего Востока для России было строительство Великого железнодорожного пути от Волги до Владивостока. В итоге Оренбургская губерния не только перестала быть приграничной, но и оказалась в эпицентре важнейших государственных промышленно-экономических проектов. В 1886 году началось интенсивное строительство железной дороги Кинель-Уфа-Златоуст и уже в конце 1887 года наиболее простой участок - до станции Дёма - был закончен. После постройки в 1888 году моста через Белую началось регулярное железнодорожное сообщение Самара-Уфа. В этом же году рельсы дошли до Симского и Усть-Катавского заводов, лежащих на полпути от Уфы до Златоуста. В 1890 году пришёл первый поезд в Златоуст, а в 1892-м - в Челябинск.

В этих условиях спрос на черный металл заставил капиталистов строить новые заводы. Оживились старые, казалось бы, окончательно умершие Авзянский, Кагинский и Узянский заводы, стоявшие после паводкового размыва заводских плотин с 1862 года. Узянский и Кагинский заводы в 1882 году были куплены московским немецким торговым обществом «Вогау и К», которое с 15-го октября 1874 года было хозяином Белорецкого акционерного общества чугуноплавильных и железоделательных заводов Пашковых. В 1885 году в Каге началось строительство проволочно-гвоздильного цеха, пущенного через год.
На территории одной из обширнейших лесных дач Белоречья – Инзерской - в 1887 году Н.Д. Шамовым на берегу Зигазы было начато строительство Зигазинского чугуноплавильного завода. В год раздела Инзерской дачи Зигазинский завод с июля уже работал и выдал до конца года 282 тысячи пудов чугуна. Не стал дожидаться официального раздела лесов и другой заявитель на покупку части Инзерской дачи - Сергей Павлович фон Дервиз. Дервиз был представителем обрусевшей немецкой семьи железнодорожных магнатов. Задуманный им завод должен был располагаться на берегу полноводной реки, способной поднять барки и плоты для сплава готовой продукции к Уфе. Причем водный путь должен быть как можно короче и безопаснее.

Лучшим местом для строительства Инзерского завода было устье реки Тюльмы, - последнего большого сплавного притока Инзера.
В местах, где Тюльма подходит к Инзеру, было несколько выходов железных руд, от которых все течение Красного Бирмиша было ржаво-красным. А в деревне Манышта пласт бурой железной руды выходил на берег Инзера. Полоса выходов железных руд от верховьев Красного Бирмиша простиралась до самой Усмангали. Почти в устье Бирмиша находились также флюсовые известняки – еще один компонент доменного производства. Обширные площади пригодных для углежжения лесов могли сплавляться по Большому и Малому Инзерам, сливающихся в 10 км выше устья Тюльмы и Бирмиша, где располагалась деревня-кордон Александровка.

Неизвестно по каким причинам, но точной даты начала строительства Инзерского завода нет ни в одном архиве. Единственные данные в Интернете, базирующиеся на книге Д. В. Гаврилова «Металлургические заводы на территории СССР с XVII в. до 1917 г.» (Москва, 1937 г. т. 1) дают противоречивую информацию, при этом за начало стройки принята дата распродажи Инзерской лесной дачи, хотя достоверно известно, что сосед по лесной даче - Зигазинский завод - к моменту ее раздела был построен.

Статья из Интернета. «Инзерский чугуноплавильный завод основан в 1890 году крупным московским капиталистом С.П. фон-Дервиз у реки Большой Инзер в Верхнеуральском районе Оренбургской губернии. Рудной базой служили расположенные в 15 верстах месторождения бурых железняков. Построены 50 углевыжигательных печей системы Шварца. Первая доменная печь на 1 тысячу пудов в сутки задута в 1892 году. В 1894 она переведена на горячее дутье с установкой аппаратов Каупера. Еще через год пущена вторая доменная печь на 1,8 тысяч пудов чугуна в стуки. В 1899 было выплавлено 858 тысяч пудов чугуна. При заводе было занято 1025 рабочих (55 доменных и 970 вспомогательных). Чугун зимой лошадьми перевозили к Белой за 75 верст, откуда его сплавляли на барках. В годы революции и гражданской войны производство резко сократилось, а в 1920-22-м завод стоял. После Великой Отечественной войны на его базе был образован леспромхоз, поставлявший древесный уголь и лесоматериалы на Белорецкий металлургический комбинат.
Д. Гаврилов».

Однако следует заметить, что Инзерский завод возводился в сложных транспортных условиях и никак не мог быть построен за два года, то есть с 1890 по 1892 год. Это весьма сомнительно хотя бы потому, что достоверно известно - в 1891-1892 годы Россию поразил страшный голод, на Южном Урале и Поволжье усугубленный эпидемией холеры. По инвентаризационным документам Инзерского леспромхоза его склад и соседний склад ОРСа Инзерского леспромхоза, снесенные в ходе строительства физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп» и нового Дворца культуры, расположившихся на месте старинных построек, датированы 1887 годом. Точно такая же дата была указана в документах на здание конторы Инзерского леспромхоза, неоднократно перестраиваемого, но основой которого был дом управляющего Инзерским чугуноплавильным заводом. Скорее стройка началась зимой 1886-87 годов. Известно, что завод строили крестьяне Центральных губерний. На Среднем Урале подсобные горные работы тех лет выполнялись сезонно крестьянами, после завершения сельхозработ занимавшиеся отхожим промыслом. Совсем не случайно, к ним прилипло прозвище «зимогоры»-зимние горожане.

В 1893 году Инзерский завод выплавил 289 тысяч пудов чугуна. В 1894 году была пущена вторая домна, (по данным Интернета). Пуск второй домны в Инзере требовал новых рудников и печей углежжения. С пуском Лапыштинского завода Инзерский горный округ на двух заводах выплавил в 1897 году 1 млн. 383 тысяч пудов чугуна, а Зигазинский –711тысяч пудов чугуна. Начало нового века было началом промышленного кризиса, который Инзерский завод, благодаря современному оборудованию и технологиям, встретил вполне достойно и остался на плаву даже когда к 1908 году закрылись Архангельский, Авзянский, Катав-Ивановский, Лемезинский, Усть-Катавский и Юрюзанский заводы. По окончании кризиса и стагнации, осенью 1909 года, началось строительство узкоколейки Запрудовка- Верхний Катав-Тирлян. В августе 1912 года по ней прошёл первый поезд. Узкоколейка в Инзер пришла уже при советской власти. В 6-летие Октября, 7 ноября 1923 года в Инзер пришел первый пробный поезд. Но это уже не спасло завод. За весь 1923 год и начало 1924-го на нем было выплавлено всего 28 тысяч пудов чугуна. В двадцатые годы при восстановлении металлургии Белоречья, благодаря узкоколейке на Запрудовку, ставка была сделана на Белорецкий завод, а Инзер до 1956 года был превращен в центр углежжения для Белорецка. С остановкой завода в Инзере замерла и узкоколейка, регулярное движение по которой возобновилось только в конце 1927 года и было связано с масштабным перевозками дров и древесного угля. А задуманная еще в 19-м веке железная дорога Белорецк-Инзер-Уфа была построена только в 1979 году.

Сегодня Инзер - это транспортный узел, своего рода ворота в Южное Зауралье, Северный Казахстан и, в перспективе, - Западный Китай. На планах восстановления черной металлургии в Инзере, Лапыште и Зигазе войной была поставлена точка. По крайней мере, на тот исторический момент.
За окном 2012-й год. В этом году селу Инзер, как наследнику Инзерского горного завода, исполняется 125 лет! С достаточно большой точностью плюс-минус один год.

Автор: Виталий МИТКАЛЁВ. Инзер. На снимке: углевыжигательные печи Шварца размещались на месте нынешнего энергоучастка железной дороги и работали до середины 50-х годов прошлого века.

http://www.belrab.ru/archive/art.php?id_article=3227